ПРОЗА
Владимир Харченко
Молчун и
Темнота
Каждое утро он
открывает тяжелый люк наверху. И
сверху падает
свет. Вниз. Серый пыльный свет.
Такой
отвратительный шершавый свет. От него
першит в
глазах. Он ломает мягкую темноту, гнет
ее, вырезает в
ней квадратную дыру. Он мешает
мне думать. И
больше всего мешает думать о
свете. Конечно
же, об свете истинном, мягком как
темнота. А не
о резком шершавом свете, который
падает вниз из
люка, который открывает Он.
Я называю его
Смотритель. Я могу называть его
как угодно. Я
не могу обидеть его,— ведь я
Молчун. И лицо
мое не говорит с ним. А он
пристально
вглядывается в мое лицо, как будто
ждет. Ждет
чего-то очень важного для себя. Ради
чего он и есть
Смотритель. Во имя чего я и есть
Молчун.
Нас связывает
этот свет. Нас связывает еще,
что-то важное,
не дающее пошевельнутся мысли,
освободится от
этого не воспоминаемого.
Освободиться и
придумать новую реальность —
почему я
нахожусь здесь, почему Смотритель
каждое утро
открывает люк наверху, открывает и
роняет вниз
свет. Но в памяти моей, в голове,
как и снаружи,
за исключением этого серого
пыльного квадратного столба света —
темнота. Как
нота,
бархатная, органная, бессмысленная и
мягкая нота.
Звучит темнота. Когда закрывается
люк. Или я,
сливаясь с темнотой, начинаю
звучать,
дополняя собой темноту. Мы обучаем друг
друга. Она
меня мягкости, я ее звуку.
Когда
наступает Темнота, наступает и время
Творения. У
меня исчезают границы, и я могу
впустить мир
внутрь себя. Я Молчун, я привык
беседовать сам
с собой, подразумевая под
собой-собеседником весь остальной Мир. И когда я
открываю себя
и впускаю его внутрь, я
окончательно
уединяюсь. И мне не о чем говорить.
Даже вздыхаю.
Так вздыхают, наверное, завершив
какое-нибудь
важное дело, требующее особой
внимательности, например, когда необходимо
продеть солнце
в игольное ушко. В пасмурный
день.
Когда я
впускаю мир внутрь себя, я чувствую
прохладу. Как
если выпьешь залпом бокал пива,
мягкого от
пены. Или если путаешь свое
внутреннее и
внешнее Я. И вместо того, чтобы
впустить мир в
себя, выворачиваешься в мир
наизнанку, при
этом ощущая его внутри.
Чулочная
философия. Способность стать бесконечно
большим. Для
поглощения Мира. Так и
представляется
этикетка висящая где-нибудь
сбоку: “...для поглощения мира. Сорт 1”. И
бесконечную
пыльную полку тоже легко
представить. В
этом мире она, верно, играет роль
внемирия,
некоего Аида, где мир не существует,
отсутствует и
в наличии есть только два атрибута
бытия здесь —
одиночество и темнота.
Впрочем,
темнота и одиночество в моем мире,
который я
ощущаю внутри себя, не есть синонимами
тоски и
потерянности. Как я уже говорил, темнота
для меня это
время творения, а одиночество,
стало быть,
его вторая координата.
Итак,
закрывается люк. Он падает, гильотинируя
свет, отсекая
от него главное, то, без чего он
не возможен. И то, без чего невозможен в
последнее
время и я. Теменем падаю в темноту.
Свет
сворачивается наверху ужом. Оставаясь над
люком. И
начинает звучать темнота. Как нота,
бархатная,
органная, бессмысленная и мягкая
нота. Тема
темноты.
Возможно это
называют медитацией. Кто-то это
называет так. Кто-то считает это собственным
безумием и
скрывает даже от себя самого. А может
это темнота
считает меня своим безумием. И
поэтому
скрывает меня.
Для меня уже
давно не имеет никакого смысла
вопрос: почему
я здесь. Возможно это темнота
дополнила меня
до своего мягкого равнодушия.
Дополнила до
знания Истины Настоящего, когда
Прошлое
настолько суетливо и ложно, что им можно
пренебречь.
Решая главное уравнение — уравнение
себя и мира.
Возможно, я
когда-то обладал атрибутами иного
мира — именем,
друзьями и любимой. У меня должно
быть был дом.
Когда я сливался с темнотой и из
любопытства
хотел представить себе свой дом, то
почему-то
видел только злобно лающего пса. На
цепи. Конец
которой уходил в туман. Где должно
быть и был мой
дом. Который охранял пес.
Я равнодушно
уходил оттуда. Точнее растворял
пса. В тумане.
Объединяя его с невидимым мне
домом. Существующим в этом странном растворе
тумана. Я был
подобен алхимику, который бросает
в котел в
кипящую смесь, согласно рецепту
Великого
Делания, то сушенную лапку лягушки, то
пса, то дом,
то прошлую жизнь.
Я теперь умел
строить из темноты. Когда я
растворялся в
ней, я чувствовал ее плотность и
лепил из нее.
Вначале это был свет. Тусклый
сиреневый
свет. Должно быть от трения моих
пальцев о
тьму. Он вспыхивал на моих пальцах,
рождал их
призрачный контур, и движения пальцев
оставляли за
собой дрожащие силуэты света.
Мягкого, как
темнота. И это было хорошо.
Я учился лепить из света. Однажды я так
увлекся
этим занятием,
что даже не заметил как
Смотритель
открыл люк. И только когда мне в
глаза ударил
шершавый свет я опомнился. Я пришел
в себя (должно
быть из тьмы), я как нашкодивший
пацан спрятал
руки за спиной, стряхивая остатки
света в
собственную тень. Я смотрел в глаза
Смотрителю,
пытаясь определить — заметил ли он
что-нибудь. Но
взгляд его был невыразителен, как
всегда. Он
пусто смотрел вниз. В мой мир.
Смотрел,
окруженный ореолом серого света.
Я отделял свет
серый от своего света. Так
отмывают песок
с живой плоти, вернувшись с
пляжа. Отделяют неодушевленное от
живого. Мой
свет был
продолжением меня. И я лепил из него
себя. Я уже
умел растворятся в темноте. Я уже
научился
лепить себя из света. Как это светло и
чисто — быть
состоящим из света. Я мог заглянуть
внутрь себя,
где был сиреневый свет и немного
щекотно.
И я задумал побег. Естественно не настоящий.
Как
бежать к дому,
которого нет? Наоборот,— теперь
темнота была
моим домом, моей вселенной, моим
телом. Бежать
отсюда? Я же не безумен, как
бежать от
собственного тела? И даже Смотритель
со своим серым
светом был необходимой составной
моего мира,
должно быть как тусклый осенний
дождь. Да-да,
являющий себя сверху, тоскливый
несильный
дождь. В общем, я решил не то что бы
бежать —
скорее развлечься. Показать Смотрителю,
кто здесь на
самом деле Главный.
Показать ему,
что это не он держит меня здесь
взаперти, а
это я терплю его присутствие, лишь
потому, что я
великодушен. Показать ему как я
велик, как я
могу перевоплощаться. Как я могу
изменять себя.
Сегодня я предстану перед ним
Невидимкой.
Растворившись в темноте я не вольюсь
в свою форму
обратно, когда он распахнет свой
люк.
Ах, как
побледнеют его пальцы. Ах, как он будет
тупо ворочать
своими очами. Смотри, Смотритель,
Смотри,—
пропал Молчун, нет его! Я хихикал и
потирал свои
руки и свет плавно струился между
пальцев.
Я представлял
Смотрителя, его идиотский вид,
когда он,
открыв люк, внезапно увидит, что меня
нет. Рухнет
его стройный ежедневный Мир, где я
есть одним из
кирпичей. Если для него так важно
ежедневно
смотреть на меня, значит я зачем-то
нужен в этой
схеме Я-люк-Смотритель.
И вот настал
этот день. Я чувствовал себя просто
прелестно. Я
плескался в темноте, растворялся в
ней,
превращался в тугие ужи-потоки сиреневого
света и снова свивался, лаокоонился в
мерцающее
таинственным
светом тело. Медузой проплывал в
темноте, тая.
Скользил, рассекая мерцанием
темноту, и
мягко соединялась она воедино позади.
Близилось
время побега в тьму. Я начал искрами
рассыпаться и
гаснуть,— какое зрелище,— угли
костра в
ветреной ночи, плюс море, светящееся в
августе, и при
этом это ты, собственно ты,—
наблюдающий и
искрящийся, растворяющийся в
мягкой
темноте. Последней искрой блеснул. Затих.
Жду.
Заскрипел,
отворяясь, люк. И сверху упал свет.
Серый свет в
мягкую темноту моего мира. И
появился он.
Он пристально, как всегда,
посмотрел
вниз. Я предвкушал взрыв, я уже
ликовал... но
на его лице не отразилось ничего
Он долго, так
бессмысленно долго и пусто смотрел
вниз, пока я
внезапно не понял: да, я не видим,
меня
действительно нет!
но более
печальным было понимание, что меня не
было и раньше.
2.05.98
ВЕРНУТЬСЯ
MAIN SITE: VAKH ONLINE
© 2000, V.Kharchenko