ПРОЗА

                        Владимир Харченко

                       

                                  Молчун и Темнота

                                Каждое утро он открывает тяжелый люк наверху. И

                                сверху падает свет. Вниз. Серый пыльный свет.

                                Такой отвратительный шершавый свет. От него

                                першит в глазах. Он ломает мягкую темноту, гнет

                                ее, вырезает в ней квадратную дыру. Он мешает

                                мне думать. И больше всего мешает думать о

                                свете. Конечно же, об свете истинном, мягком как

                                темнота. А не о резком шершавом свете, который

                                падает вниз из люка, который открывает Он.

                                Я называю его Смотритель. Я могу называть его

                                как угодно. Я не могу обидеть его,— ведь я

                                Молчун. И лицо мое не говорит с ним. А он

                                пристально вглядывается в мое лицо, как будто

                                ждет. Ждет чего-то очень важного для себя. Ради

                                чего он и есть Смотритель. Во имя чего я и есть

                                Молчун.

                                Нас связывает этот свет. Нас связывает еще,

                                что-то важное, не дающее пошевельнутся мысли,

                                освободится от этого не воспоминаемого.

                                Освободиться и придумать новую реальность —

                                почему я нахожусь здесь, почему Смотритель

                                каждое утро открывает люк наверху, открывает и

                                роняет вниз свет. Но в памяти моей, в голове,

                                как и снаружи, за исключением этого серого

                                пыльного квадратного столба света — темнота. Как

                                нота, бархатная, органная, бессмысленная и

                                мягкая нота. Звучит темнота. Когда закрывается

                                люк. Или я, сливаясь с темнотой, начинаю

                                звучать, дополняя собой темноту. Мы обучаем друг

                                друга. Она меня мягкости, я ее звуку.

                                Когда наступает Темнота, наступает и время

                                Творения. У меня исчезают границы, и я могу

                                впустить мир внутрь себя. Я Молчун, я привык

                                беседовать сам с собой, подразумевая под

                                собой-собеседником весь остальной Мир. И когда я

                                открываю себя и впускаю его внутрь, я

                                окончательно уединяюсь. И мне не о чем говорить.

                                Даже вздыхаю. Так вздыхают, наверное, завершив

                                какое-нибудь важное дело, требующее особой

                                внимательности, например, когда необходимо

                                продеть солнце в игольное ушко. В пасмурный

                                день.

                                Когда я впускаю мир внутрь себя, я чувствую

                                прохладу. Как если выпьешь залпом бокал пива,

                                мягкого от пены. Или если путаешь свое

                                внутреннее и внешнее Я. И вместо того, чтобы

                                впустить мир в себя, выворачиваешься в мир

                                наизнанку, при этом ощущая его внутри.

                                Чулочная философия. Способность стать бесконечно

                                большим. Для поглощения Мира. Так и

                                представляется этикетка висящая где-нибудь

                                сбоку: “...для поглощения мира. Сорт 1”. И

                                бесконечную пыльную полку тоже легко

                                представить. В этом мире она, верно, играет роль

                                внемирия, некоего Аида, где мир не существует,

                                отсутствует и в наличии есть только два атрибута

                                бытия здесь — одиночество и темнота.

                                Впрочем, темнота и одиночество в моем мире,

                                который я ощущаю внутри себя, не есть синонимами

                                тоски и потерянности. Как я уже говорил, темнота

                                для меня это время творения, а одиночество,

                                стало быть, его вторая координата.

                                Итак, закрывается люк. Он падает, гильотинируя

                                свет, отсекая от него главное, то, без чего он

                                не возможен. И то, без чего невозможен в

                                последнее время и я. Теменем падаю в темноту.

                                Свет сворачивается наверху ужом. Оставаясь над

                                люком. И начинает звучать темнота. Как нота,

                                бархатная, органная, бессмысленная и мягкая

                                нота. Тема темноты.

                                Возможно это называют медитацией. Кто-то это

                                называет так. Кто-то считает это собственным

                                безумием и скрывает даже от себя самого. А может

                                это темнота считает меня своим безумием. И

                                поэтому скрывает меня.

                                Для меня уже давно не имеет никакого смысла

                                вопрос: почему я здесь. Возможно это темнота

                                дополнила меня до своего мягкого равнодушия.

                                Дополнила до знания Истины Настоящего, когда

                                Прошлое настолько суетливо и ложно, что им можно

                                пренебречь. Решая главное уравнение — уравнение

                                себя и мира.

                                Возможно, я когда-то обладал атрибутами иного

                                мира — именем, друзьями и любимой. У меня должно

                                быть был дом. Когда я сливался с темнотой и из

                                любопытства хотел представить себе свой дом, то

                                почему-то видел только злобно лающего пса. На

                                цепи. Конец которой уходил в туман. Где должно

                                быть и был мой дом. Который охранял пес.

                                Я равнодушно уходил оттуда. Точнее растворял

                                пса. В тумане. Объединяя его с невидимым мне

                                домом. Существующим в этом странном растворе

                                тумана. Я был подобен алхимику, который бросает

                                в котел в кипящую смесь, согласно рецепту

                                Великого Делания, то сушенную лапку лягушки, то

                                пса, то дом, то прошлую жизнь.

                                Я теперь умел строить из темноты. Когда я

                                растворялся в ней, я чувствовал ее плотность и

                                лепил из нее. Вначале это был свет. Тусклый

                                сиреневый свет. Должно быть от трения моих

                                пальцев о тьму. Он вспыхивал на моих пальцах,

                                рождал их призрачный контур, и движения пальцев

                                оставляли за собой дрожащие силуэты света.

                                Мягкого, как темнота. И это было хорошо.

                                Я учился лепить из света. Однажды я так увлекся

                                этим занятием, что даже не заметил как

                                Смотритель открыл люк. И только когда мне в

                                глаза ударил шершавый свет я опомнился. Я пришел

                                в себя (должно быть из тьмы), я как нашкодивший

                                пацан спрятал руки за спиной, стряхивая остатки

                                света в собственную тень. Я смотрел в глаза

                                Смотрителю, пытаясь определить — заметил ли он

                                что-нибудь. Но взгляд его был невыразителен, как

                                всегда. Он пусто смотрел вниз. В мой мир.

                                Смотрел, окруженный ореолом серого света.

                                Я отделял свет серый от своего света. Так

                                отмывают песок с живой плоти, вернувшись с

                                пляжа. Отделяют неодушевленное от живого. Мой

                                свет был продолжением меня. И я лепил из него

                                себя. Я уже умел растворятся в темноте. Я уже

                                научился лепить себя из света. Как это светло и

                                чисто — быть состоящим из света. Я мог заглянуть

                                внутрь себя, где был сиреневый свет и немного

                                щекотно.

                                И я задумал побег. Естественно не настоящий. Как

                                бежать к дому, которого нет? Наоборот,— теперь

                                темнота была моим домом, моей вселенной, моим

                                телом. Бежать отсюда? Я же не безумен, как

                                бежать от собственного тела? И даже Смотритель

                                со своим серым светом был необходимой составной

                                моего мира, должно быть как тусклый осенний

                                дождь. Да-да, являющий себя сверху, тоскливый

                                несильный дождь. В общем, я решил не то что бы

                                бежать — скорее развлечься. Показать Смотрителю,

                                кто здесь на самом деле Главный.

                                Показать ему, что это не он держит меня здесь

                                взаперти, а это я терплю его присутствие, лишь

                                потому, что я великодушен. Показать ему как я

                                велик, как я могу перевоплощаться. Как я могу

                                изменять себя. Сегодня я предстану перед ним

                                Невидимкой. Растворившись в темноте я не вольюсь

                                в свою форму обратно, когда он распахнет свой

                                люк.

                                Ах, как побледнеют его пальцы. Ах, как он будет

                                тупо ворочать своими очами. Смотри, Смотритель,

                                Смотри,— пропал Молчун, нет его! Я хихикал и

                                потирал свои руки и свет плавно струился между

                                пальцев.

                                Я представлял Смотрителя, его идиотский вид,

                                когда он, открыв люк, внезапно увидит, что меня

                                нет. Рухнет его стройный ежедневный Мир, где я

                                есть одним из кирпичей. Если для него так важно

                                ежедневно смотреть на меня, значит я зачем-то

                                нужен в этой схеме Я-люк-Смотритель.

                                И вот настал этот день. Я чувствовал себя просто

                                прелестно. Я плескался в темноте, растворялся в

                                ней, превращался в тугие ужи-потоки сиреневого

                                света и снова свивался, лаокоонился в мерцающее

                                таинственным светом тело. Медузой проплывал в

                                темноте, тая. Скользил, рассекая мерцанием

                                темноту, и мягко соединялась она воедино позади.

                                Близилось время побега в тьму. Я начал искрами

                                рассыпаться и гаснуть,— какое зрелище,— угли

                                костра в ветреной ночи, плюс море, светящееся в

                                августе, и при этом это ты, собственно ты,—

                                наблюдающий и искрящийся, растворяющийся в

                                мягкой темноте. Последней искрой блеснул. Затих.

                                Жду.

                                Заскрипел, отворяясь, люк. И сверху упал свет.

                                Серый свет в мягкую темноту моего мира. И

                                появился он. Он пристально, как всегда,

                                посмотрел вниз. Я предвкушал взрыв, я уже

                                ликовал... но на его лице не отразилось ничего

                                Он долго, так бессмысленно долго и пусто смотрел

                                вниз, пока я внезапно не понял: да, я не видим,

                                меня действительно нет!

                                но более печальным было понимание, что меня не

                                было и раньше.

                                2.05.98

                                ВЕРНУТЬСЯ

                               

                               

                       

               

            

            MAIN SITE: VAKH ONLINE

            © 2000, V.Kharchenko

            

 

Сайт управляется системой uCoz