улица 25 Октября, 13
Дом купца Прасолова (нач. 19 века).
Народный дом. Фото 1970-х 20 века. Облоно.
Мнения о том, как было построено в Тюмени это здание, расходятся. По одной из версий оно было возведено в первой четверти XIX в. купцом Прасоловым в качестве жилого дома, а затем в нём расположилось Благородное собрание. Вторая версия утверждает, что дом строился купцом первой гильдии Семёном Михайловичем Трусовым в 1840-е гг. и с самого начала предназначался для высших слоёв общества тогдашней Тюмени — купцов и промышленников. Согласно третьей версии дом спроектировал архитектор Малышев в Тобольской строительной экспедиции в 1820-х гг. Все версии не отрицают, что дом был центром общественной и культурной жизни Тюмени XIX в.: здесь днём происходили деловые встречи, а вечером — балы. Это был своего рода элитарный клуб.
Позднее, в 1869г. в этом здании разместился приказ о ссыльных, созданный в 1823г., который
означал, что ни один ссыльный не минует Тобольской губернии. Именно здесь
начинался Сибирский кандальный путь. Кстати, первую партию ссыльных декабристов
провезли через Тюмень в апреле 1826г. Ежегодно через приказ проходило более
15000 человек. В конце 19 века здание перестроили под "Народный дом" - место
отдыха и встреч для среднего сословия. Здесь же находилась бесплатная городская
библиотека, основанная на средства тюменских купцов.
Примечательно, что с 1911 года появилась специфическая услуга для населения -
"приют для опьяневших", или, по-нынешнему - вытрезвитель. Располагался он в
полуподвале Народного дома. Приют был бесплатным, вмещал 13 человек, их там
отпаивали рассолом, давали нюхать нашатырь и слушать граммофон "для возвращения
трезвого взгляда на явления жизни". Плату за посещение "приюта" стали брать с
1913 года.
Народный дом — двухэтажный прямоугольный в плане особняк со сквозным
мезонином и двумя четырёхколонными портиками композитного ордера,
выделяющими поперечную ось здания. Использование раннеклассицистической
схемы сквозного мезонина и, соответственно, двух равнозначных фасадов с
портиками, было продиктовано местоположением здания, которое обеспечивало его
дальний круговой обзор. Важны оба фасада — и тот, который обращён на Туру, и
тот, который принадлежит городской площади и выходящим на неё улицам.
Главными пластическими акцентами дома Благородного собрания являются
портики. Колонны, поднятые на высокие мощные аркады, поддерживают
антаблемент с фронтоном. Трактовка классицистическая. Портики со сквозным
мезонином как бы надеты на здание, и от этого основной объём выглядит ещё
более собранным, геометрически чётким, монолитным. Ритм узких окон сохраняет
впечатление целостности стены. Широкий междуэтажный профилированный карниз
не разрушает этой целостности. Венчающий карниз совсем небольшого свеса. Это
сделано для того, чтобы не нарушить чёткой кубичности основного объёма. Этой
же цели — подчеркнуть геометрическую чистоту объёма — служит плоскостный
характер декора стен и его рациональность. Основными декоративными
элементами фасадов являются заполненные тонким лепным орнаментом неглубокие
шишки над окнами, узкие, горизонтальные шишки в цоколе и дощатый руст аркад.
Окна не имеют ни наличников, ни сандриков.
Народный Дом в прошлом — оживлённое здание, центр культурной и общественной
жизни тюменского общества.
В советские годы в здании располагались
госпиталь, облоно с 1944 по 1988 гг., движение «Западная Сибирь» и другие
общественные организации. Одно время власти намеревались разместить в нем Дворец
бракосочетания, но от затеи отказались. Одна из версий – крутая лестница,
женихам по ней будет нелегко нести на руках своих невест, вдруг споткнутся.
Капитальный ремонт и реставрация памятника архитектуры не проводились
десятилетиями, отчего дворец выглядел убого. Но судьба его решилась удачно.
После реконструкции, которая выполнена на средства областного бюджета, вернулось
былое величие архитектурного шедевра. Недавно на стене здания вновь установили
мемориальную табличку, гласящую, что здесь в годы войны размещался
эвакогоспиталь № 2475 для раненых бойцов Красной армии.
Виды современного здания:
© TaTochka, 2018.