Знаменский кафедральный собор,
(1786; 1801; 1901г.г.)
ул. Семакова, 13
Знаменский собор в Тюмени -
один из лучших памятников барочной архитектуры в Сибири. Основан в 1769 г.. Построен деревянным около 1624г..
Горел в пожар 1697г. и 1766г. Каменная церковь Знамения Пресвятой Богородицы заложена в 1851г. на средства
купца Иконникова И.В..
В храме хранилась древняя чудотворная икона знамения Божьей Матери, которая
явила заступничество во время холеры в 1848г..
Знаменский собор
(1768—1786; 1801) строился в связи с нехваткой денег больше тридцати лет,
а потом еще перестраивался в XIX веке, но то, что получилось, вполне достойно. Вероятно, единственный
недостаток состоит в том, что сейчас очень сложно найти точку, из которой собор был бы виден целиком —
лучшие фотографии делаются с вертолета. С 1913 года это кафедральный собор Тюмени; после революции был
закрыт и до 1945 года служил пересыльной тюрьмой, а после войны передан церкви и снова функционирует как
кафедральный.
Тюменский Знаменский собор представляет собой очень редкий образец разновременной
постройки, выполненной
последовательно и до конца в первоначальном стиле. Глядя на это сооружение сейчас, трудно поверить, что
оно строилось в общей сложности почти 150 лет — редчайший пример, когда
архитекторам удалось без изменений сохранить единство первоначального стиля. Барочная архитектура
древнейшей части талантливо и точно
перенесена на новые части здания: приделы, третий ярус колокольни, купол над трапезной. И сейчас это одно
из красивейших зданий Тюмени кажется рождённым единым порывом вдохновения народных зодчих. Ни одному
сооружению города не свойственна такая стремительная, почти готическая устремлённость вверх, как
Знаменскому собору.
Невозможно сразу и наверняка сказать, в чём секрет фантастически радостной праздничности архитектуры
собора. Простое перечисление и описание деталей мало что даст для понимания этого произведения. Трудно
найти и прототип, скорее всего его нет. Собор — вдохновенная фантазия на тему русского барокко. Это ещё
одно доказательство того, теперь уже очевидного факта, что термин “провинциальная архитектура” означает
архитектуру не более низкого, чем столичная, качества, а своеобразную, самобытную архитектуру,
свидетельствующую о неисчерпаемости творческих принципов русского зодчества. Только с таких позиций
правомерно сопоставлять провинциальные и столичные сооружения.
Архитектурно-пластические и образные достоинства Знаменского собора невозможно выявить лишь аналитическим
путём. Здесь каждый фасад кажется главным, но никакой из них не предстаёт застывшим в своей
окончательности: движение сложно-изогнутых форм фигурных фронтонов, трёхлопастных очелий наличников,
многоярусных главок создаёт такую динамичную игру пространства, что тяжёлые объёмы теряют свою массу, а с
ней и физически присущую им статичность. Множество декоративных главок, буквально “усеявших” собор,
усложняют свободную пространственную игру объёмов. Выделение цветом декоративных элементов ещё более
обогащает и без того живописную светотеневую гамму фасадов.
Подробнее можно почитать
ЗДЕСЬ.
© TaTochka, 2009.