Улица Госпаровская, 3

Улица Госпаровская, 3

Западно-Сибирское товарищество пароходства и торговли


Увеличить Увеличить

Улица Госпаровская начинается с примечательного, построенного еще в прошлом веке и внушительного для того времени сооружения - двухэтажного каменного правления речного пароходства И.И. Игнатова.

Деятельность "Товарищества..." началась в 1899г.. К 1912г. основной капитал объединения вырос до 6 миллионов рублей, а его имущество включало в себя 59 пароходов, большой несамоходный флот, пристани, пакгаузы, верфи. В число учредителей кроме И.И. Игнатова вошли: казанская купчиха Карпова, А.К., Трапезников, московский купец И.И. Казаков. Позже к ним присоединились судовладелец Ф.С. Колмогоров и торговый дом "М. Плотников и сыновья".

На ул. Госпаровской №29 сохранился деревянный дом Плотникова, директора электростанции, в котором была первая в Тюмени рентгеновская лаборатория; собственно электростанция (дом №31) и здание "Западно-Сибирского товарищества пароходства и торговли", которое в начале XX века владело большей частью пароходов на Оби.

Противоположным фасадом дом своей дюжиной окон смотрит на реку и забор. До берега совсем немного: несколько десятков метров через железнодорожные пути. В начале XX века на крыше стояла вывеска с крупными буквами «Правление». Она была видна издалека со всех плавающих средств. К сожалению и позору власть имущих, Тюмень — речные ворота Сибири — со стороны Туры не имеет приличного здания речного вокзала. Хотя бы в этом отношении Тюмень - уникальный и единственный за Уралом город на реке. Только в начале прошлого века речной вокзал-дебаркадер, пусть и деревянный, но достаточно удобный, украшал город, реку и ласкал взоры пассажиров.

Когда-то правление было одним из самых известных зданий города, как, впрочем, и его хозяин — знаменитый сибирский пароходовладелец Иван Иванович Игнатов. Одно время часть здания - пристрой, наиболее интересный в архитектурном отношении, арендовало уральское пароходство Богословского горного округа заводовладелицы М. Половцевой (г.г. Надеждинск, Турьинские рудники, Богословск и др.). Над зданием красовалась наблюдательная башня. К башням у Игнатова была неукротимая любовь и слабость. Сейчас башни нет. В остальном же сооружение сохранилось неплохо благодаря надежной кирпичной кладке. Кое-где и сейчас видны затейливые кирпичные узоры на стенах и углах дома, без которых трудно представить себе каменную архитектуру конца прошлого столетия.

В августе 1917 года по пути в ссылку в Тобольск, в Тюмени останавливался последний император Российской империи Николай II с семьей. До Тюмени царственные особы ехали в поезде, железная дорога заканчивалась на станции Тура, у одноименной реки, в черте города. Далее семью посадили на пароход «Русь» и отправили в Тобольск по воде. В Тюмени они находились с 23 часов 17 августа по 6.00 18 августа. На обратном пути из Тобольска к месту казни в Екатеринбурге семья Николая II также останавливалась в Тюмени.

Участок железной дороги, по которой ехал Николай II от станции Тюмень до станции Тура (вдоль современных улиц Профсоюзной и Мориса Тореза), разобрали в 1988 году и построили на ее месте гаражи.

На месте, где находилась пристань, сейчас стоит поклонный крест, который воздвигли монахини находящегося рядом Ильинского женского монастыря, а в здании находится небольшой музей.

Увеличить

На панорамном фото - Тюменская пристань. Место пересадки царской семьи с поезда на пароход «Русь» по пути следования в Тобольск к месту заточения (август 1917 года). Кстати, еще один интересный исторический факт: на пароходе «Ласточка» в 1914 году из села Покровского в Тюмень привезли раненого Григория Распутина.

Увеличить

 

Увеличить

Увеличить

Увеличить

Увеличить

 

Увеличить

Увеличить

Увеличить

Увеличить

Увеличить

 

© TaTochka, 2018.